WaterSkiWorld.ru

Воднолыжный Мир

Михаил Житловский: Я занимаюсь тем, что люблю

Михаил ЖитловскийВ финальном этапе Кубка Европы по водным лыжам в классе Disabled, который проходил 9-11 сентября 2011 года в итальянском городе Recetto, на старт впервые вышел российский участник Михаил Житловский. Известный российский бизнесмен, президент компании «Alpha-Yachts» и группы компаний «Автодина», в прошлом мастер спорта международного класса по борьбе самбо и мастер спорта по борьбе дзюдо, член сборной страны, после ампутации ноги он освоил новые виды спорта: горные, а затем и водные лыжи.

Михаил Житловский возглавляет Федерацию горнолыжного спорта инвалидов России (которую сам и создал), под его руководством параолимпийская сборная страны добилась высоких результатов на международных горнолыжных соревнованиях. А теперь этот удивительный человек дебютировал и на международных соревнованиях воднолыжников — и рассказал о них для WaterSkiWorld.ru:

— В рамках Международной федерации водных лыж и вейкборда существует подразделение Disabled, где ежегодно проводится, в зависимости от сезона, от 4 до 5 этапов Кубка Европы, а также чемпионаты Европы и мира – раз в два года. Те, кто соревнуется, делятся на стоящих лыжников, на сидящих и незрячих. Внутри групп также есть разные подразделения, по степени ограничения двигательных возможностей, соответственно, гандикап рассчитывается в зависимости от ограничений. К примеру, много лет первые места в общем зачете занимал спортсмен, у которого была одна нога и не было рук, до локтей практически: он приматывал скотчем специальные крюки-захваты и ручку фала перехватывал ими. И он выходил на скорость катера 46 км в час. Сидящие выходят на скорость вплоть до 52 км в час, ну, а рекорд мира в моей категории, у стоящих, — 4,0/58/12. Это уже результат, с которым можно выступать на каких угодно соревнованиях.

Конечно, нельзя сказать, чтобы соревнования воднолыжников были столь же массовыми, как соревнования горнолыжные, где участников только мужчин может быть порядка 150 человек, очень прилично выступающих. Здесь гораздо меньше – 10-15 человек. Мы понимаем, с чем это связано: на одной горе может тренироваться одновременно, скажем, сто человек, по воднолыжной трассе поедет только один. Да еще он падает, катер возвращается – совершенно другие возможности пропускные, не говоря уже об определенной дороговизне.

Тем не менее, выступают люди вполне профессиональные, демонстрируют, на мой взгляд, очень хорошую, если не отличную, технику и уверенно ездят по всему миру, показывая тем самым, что водные лыжи доступны всем абсолютно. И в аудиослаломе, например, где выступают незрячие, рекорд мира, если не ошибаюсь, тоже показан при длине фала 12 м. Вот и сейчас на EuroTour Finale 2011 в Речетто в этом дивизионе выиграл итальянец Даниэль Касьоли (Daniele Cassioli), который взял 1 буй на 14.25 м при скорости 58 км в час.

Михаил ЖитловскийЯ приехал на европейские воднолыжные соревнования в первый раз. Да и до этого выступал только в двух соревнованиях, и оба раза в клубе «Вега». Конечно, никакого опыта соревновательного в этом виде у меня нет – единственно, помогает, что много лет достаточно серьезно выступал в других видах спорта, и определенный опыт психологической подготовки, конечно, есть. Считаю, что для первого раза я выступил неплохо, показав третий результат в своем подразделении и 9-е место из 15 человек в общем зачете (по этапу, конечно, не по сумме этапов, поскольку для меня это был первый).

Очень приятная обстановка на соревнованиях, в отличие, кстати, от горнолыжных, где участники друг от друга дистанцируются. А здесь все очень дружелюбны, вплоть до того, что конкуренты, бывает, помогают друг другу советом — как ни странно. В нашей категории есть спортсмен, который на голову выше других: выезжает при максимальной скорости катера на фал 16 м и берет 4 буя, с ним трудно соревноваться. А вот с двумя другими мы примерно одинаковый результат показываем. И для меня, например, было странновато, когда один из них, по сути, мой прямой конкурент, подошел и начал совершенно по-дружески общаться: «Мне кажется, тебе надо крепление передвинуть, может быть, какие-то изменения внести в настройки зеро-офф в катере» — и так далее. Очень дружественная обстановка.

Одновременно с нашими соревнованиями в Речетто проходил чемпионат Италии среди сеньоров, где выступал еще один россиянин, мой друг Дима Левшин, который сейчас здесь тренируется. Он закончил выступление, взяв 4,5 буя на 14.25 (скорость катера для этой возрастной категории – 55 км в час). Он тоже начал соревноваться только в этом году, и я уверен, что еще покажет и более высокие результаты. Победитель в этой группе взял 3 буя на 11.25 м, второй и третий призеры – 1 буй на той же длине фала, то есть выступают вполне «по-взрослому».

— Наш российский чемпион Александр Мистрюков вполне мог бы конкурировать с итальянцами…

— Саша там пользуется невероятной популярностью и уважением. Меня спрашивали: «Ты из Москвы? Сашу знаешь?» — «Знаю». — «Привет ему. Это такой мастер! Это великий рейсер!».

Надо сказать, что к нам тоже все относятся с уважением: понимают, что какие-то определенные ограничения, конечно, существуют, от этого никуда не денешься, но мы при этом не выглядим как приготовишки. Меня, например, поражают незрячие и сидящие лыжники. Если нашу лыжу можно закантовать и легко пересечь волну, то их огромные лыжи подбрасывает на каждой из кильватерных волн, и им приходится потом дотягивать до буя, делать дополнительное усилие, поворачивать необыкновенно резко. При этом надо понимать, что у человека зачастую не работают не только ноги, но еще и спина, позвоночник может быть поражен. На самом деле, я, конечно, считаю, что они все адреналиновые маньяки – уверен в этом.

— Так побеждать собственный недуг – по-моему, вы все просто молодцы!

— У нас это считается абсолютной нормой жизни, мы себя не рассматриваем как «молодцов». Нам это нравится – я занимаюсь тем, что люблю. Я начал учиться кататься сам: уже выступал в горных лыжах и решил попробовать в водных. Выбрал гидроцикл и две недели, каждый день по 4-5 часов, учился за ним стартовать. Я бы все это бросил, если бы во второй попытке случайно не выехал на воду – в первый же день, со второго старта. И две недели, как будто замкнуло, — не мог не кататься. После этого на озере в Австрии я гордо продемонстрировал это свое некое умение ездить, и девушка-тренер сказала: «Ну, какой красавец, ничего не умеет, все делает неправильно — но ведь едет!».

Только тогда я пошел в спорткомитет (а я много лет работал тренером по борьбе самбо и дзю-до) с вопросом: «К кому можно пойти поучиться?». Мне сразу сказали: «Горюнов, Филин, Морозов». Я отправился к ним, еще в «Альфу». Там на меня посмотрели, почесали в затылке и сказали: «Давай попробуем». И именно Володя Филин, когда я переехал волны, сказал: «Лыжка как идет! Ну, это слалом». Это его слова. А потом меня восхитил его сын, Сережа Филин. Я сидел в катере, мне хотелось посмотреть, как по-настоящему люди ездят. Сережа шел по трассе на 58 км в час, меня поразили атлетизм и красота слалома, и я решил, что хочу учиться дальше.

Купил катер, поставил трассу у себя, на Пироговском водохранилище, ездил тренироваться к Владимиру Филину, Василию Горюнову, Ольге Кругловой, которую многие помнят по девичьей фамилии Зорина (учила меня, в основном, она), возвращался к себе и отрабатывал их уроки. Вот, собственно таким путем и дошел до европейских соревнований. Считаю, что эта поездка была очень правильной, и рассчитываю, что, может быть, в следующем году мне действительно удастся что-то показать.

Конечно, я болею и за интересы нашей страны, России, и считаю, что мое участие в международных соревнованиях в определенной степени демонстрация наших возможностей. Не считаю себя исключительным человеком. У меня есть, например, друг горнолыжник, который с одной ногой ездит на велосипеде. А второй ездит на мотоцикле — без всяких приспособлений.

— Возможности человек шире, чем мы обычно думаем?

— Абсолютно. И чем еще хороши водные лыжи – здесь все-таки не такие жесткие падения, как в горных бывают. Все гораздо гуманнее.

— Но тоже может приложить очень сильно.

— Я-то знаю: грудная мышца порвана — во время тренировки захлестнуло руку, выдернуло, и мышцу разорвал. Приложиться можно и ребрами, и ухом – конечно. Но это не сразу, это не самое начало.

— На определенном уровне мастерства.

— Сначала надо научиться, да. Я как раз на 55 ехал, когда провисла веревка, зацепило и хлопнуло. Что ж, бывает: борцу не больно, борцу приятно – есть у нас такая фраза.

Завершая наш разговор, Михаил Житловский выразил надежду, что его рассказ будет интересен тем, кто увлечен водными лыжами, но пока не решился встать на них из-за тех или иных двигательных ограничений. «Уверен, что и в Дубне, и в Балаково, и наверняка в Москве есть такие люди», — сказал он и предложил свою помощь всем, кто хочет это сделать:

— Знаю, как научить, знаю, какие приспособления нужны, какая физическая подготовка – звоните, пишите, покажу, научу.

Михаил Житловский – член воднолыжного клуба «Вега», который работает под руководством заслуженного тренера России Василия Горюнова. Все, кого заинтересовала эта информация, могут обратиться к нему через этот клуб.

Опубликовано: 23.09.2011