WaterSkiWorld.ru

Воднолыжный Мир

Владимир Высоцкий и водные лыжи

Владимир Высоцкий на Дону. Фото Александра Лагутеева
Владимир Высоцкий на Дону. Фото Александра Лагутеева

25 января, в Татьянин день, родился Владимир Семенович Высоцкий, всенародно любимый поэт, актер и автор-исполнитель песен. Целая серия его песен посвящена спорту, разным видам, от бега до шахмат. Жаль, не успел написать про водные лыжи – как свидетельствуют друзья, на отдыхе он любил кататься на водных лыжах, держался на них уверенно, хотя и не занимался профессионально. Пара лыж и сегодня хранится в Музее Высоцкого в Москве.

Журналист Марк Цыбульский в своей статье о пребывании Владимира Высоцкого в Ростовской области в мае 1971 года приводит его фотографии с водными лыжами (апрель и май тогда в тех местах выдались жаркими, температура доходила до 30 градусов).

В те дни Высоцкий ездил в Шахты и встречался со знаменитым тяжелоатлетом, многократным чемпионом Олимпийских игр, мира и Европы  Василием Алексеевым (эту информацию Цыбульскому подтвердил сам прославленный чемпион). Как известно, общение с Алексеевым не прошло для Высоцкого бесследно: в 1971 году им была написана широко известная песня «Штангисту» («Как спорт поднятье тяжестей не ново…»). В авторской рукописи текст начинался с посвящения: «Алексееву Василию – самому сильному человеку в мире».

Примерно в 30 километрах  от Шахт расположена станица Мелиховская. Владимир Высоцкий поехал туда по приглашению Петра Лебеденко, военного летчика и писателя. Там, на Дону, он с друзьями и катался на водных лыжах – на память об этом были сделаны несколько любительских снимков.  А в личной библиотеке Высоцкого  хранилась книга «Льды уходят в океан» с дарственной надписью от автора: «Большому поэту, замечательному актёру, человеку большой души – Владимиру Высоцкому – на добрую память. П. Лебеденко. Ст. Мелиховская Войска Донского, май 1971 г.».

Владимир Высоцкйи с друзьями в станице Мелиховской, 1971. Фото Александра Лагутеева
Владимир Высоцкий с друзьями в станице Мелиховской, 1971. Фото Александра Лагутеева

Один из киевских друзей Владимира Высоцкого Игорь Бровин, инженер-нефтяник, изобретатель, ученый (И.Л. Бровин прошел путь от ведущего инженера до заместителя генерального директора «УкрНИИгипронефть» по научной работе, доктор наук, профессор,  видные посты занимал и впоследствии), также вспоминал:  когда Театр на Таганке в сентябре 1971 года  был на гастролях в Киеве, они с Владимиром Высоцким «встречались, отдыхали, катались на водных лыжах. Вот тогда и завязались наши товарищеские отношения. Он мне оставил свои московские координаты и сказал: «Когда приезжаешь – сразу звони».

Эти теплые сердечные отношения подтверждают и слова Высоцкого на фотографии, сделанной на одном из его киевских концертов, которую Игорь Бровин попросил  подписать: «Дорогой Игорь! Это я пою: «Я по жизни иду загипсованный». Но это от врагов, а от тебя нет на мне брони. Обнимаю. Высоцкий».

Владимир Высоцкий после прогулки на водных лыжах. Фото Александра Лагутеева
Владимир Высоцкий после прогулки на водных лыжах. Фото Александра Лагутеева

И еще одно свидетельство — от Сергея Кочерги, сына Валерия Кочерги, бывшего помощника начальника Новороссийского морского пароходства по кадрам.  Он рассказал о приезде Владимира Высоцкого и Марины Влади в Новороссийск в 1973 году (они приехали на машине, за рулем была Марина):

«Отец возил их катать на водных лыжах. Ещё он говорил, что Высоцкий всё время пел «В сон мне – жёлтые огни…» Это записали на магнитофон, но потом записи у нас были украдены. Милиция их нашла, но их украли ещё раз – на этот раз из милиции. В тот раз Высоцкий надписал отцу открытку: «Валера – спасибо!», но мы не можем эту открытку найти…».

Сам Валерий Кочерга рассказывал об этом Марку Цыбульскому так:

«Я устраивал им морскую программу. Мы на большом пароходе вышли на середину Цемесской бухты. Я вызвал два катера, и мы катались на водных лыжах. Марина увидела, как мы с Володей азартно катаемся и тоже присоединилась. Сказала: «Это чтоб вы не думали, будто я не умею кататься на водных лыжах».

Жаль, фотографий не осталось.

Заслуженный тренер СССР и России Юрий Нехаевский вспоминает о двух встречах с Владимиром Семеновичем.

Первая состоялась в конце 60-х — начале 70-х по инициативе первого председателя бюро воднолыжной секции Объединенного института ядерных исследований профессора Алексея Алексеевича Тяпкина: узкий круг приглашенных, в их числе академик Георгий Николаевич Флёров, братья Валерий (с тогдашней своей девушкой-болгаркой, которую звали Ваня) и Юрий Нехаевские, первая чемпионка СССР по водным лыжам Галя Литвинова, собрались за одним столом  с Высоцким в ресторане «Дубна». Юрий к концу вечера ушел, а Валерий вместе с оставшимися поднялся в гостиничный номер, и Высоцкий пел там  до 4-х утра. Отсюда, наверное, и берет начало городская легенда, что всенародно любимый актер и певец как-то всю ночь пел в коттедже профессора Тяпкина. Не в коттедже — в гостинице, но по приглашению Алексея Алексеевича, это так. Галина Литвинова вспоминает еще, что была с подружкой (обе жили тогда на Большой Волге), и Георгий Николаевич Флёров пригласил их после этого импровизированного концерта к себе в коттедж, вызвал машину из гаража ОИЯИ и отправил на ней девушек по домам.

Вторая встреча случилась в 1979 году, в последний приезд Высоцкого в Дубну. Юрий Леонидович Нехаевский после концерта вместе с сыном (которого он назвал в честь брата) и другом Эдуардом Рыбаковым, строителем из Москвы, зашли к артисту за кулисы — пригласить на дружеский ужин. «Папа, а это и есть дядя Высоцкий?» — громко спросил маленький Валерка. Все рассмеялись. От приглашения Владимир Семенович отказался — очень устал. Правда, обещал в следующий свой приезд обязательно побывать на воднолыжной базе. Но следующего раза не случилось…

 

Опубликовано: 24.01.2017