Фигурное катание: Фазовая структура фигур, исполняемых с волны

В прошлый раз мы разобрали фазовую структуру фигурного катания применительно к повороту на 180 градусов на гладкой воде. Стоит заметить, что и для других гладких фигур фазовая структура не имеет принципиальных отличий от описанной нами ранее. Например, в повороте на 360 градусов продолжительность фаз разгрузки, группировки и разгруппировки будет большей, т.к. увеличивается время поворота, но сами фазы принятия исходного положения, подтяга, разгрузки, группировки, разгруппировки, загрузки (амортизации) и их последовательность не изменятся. В то же время при переходе к фигурам с волны появляются определенные дополнительные нюансы, на которые стоит обратить внимание. Именно о них мы и поговорим в этой статье.

Исходя из общепринятой схемы анализа спортивных прыжков и опираясь на специфические особенности прыжков в фигурном катании на водных лыжах, можно прыжок разделить на периоды и фазы:

  1. Период подхода к волне. Включает фазу принятия исходного положения (рис. 1) и фазу набора скорости (рис. 2).
  2. Период толчка. В него входят фаза подготовки к толчку (рис. 3) и фаза активного отталкивания от воды (рис. 4).
  3. Период полета. Состоит из фазы группировки (рис. 5) и фазы разгруппировки (рис. 6).
  4. Период приводнения. Включает фазу амортизации (рис. 7) и фазу подготовки к следующей фигуре (рис. 8).

Период подхода к волне

Точно так же, как и в гладких фигурах, выполнение прыжковых фигур начинается с фазы принятия исходного положения. О правильном исходном положении можно прочесть в предыдущей статье. Чтобы сделать прыжковую фигуру, воднолыжнику необходимо приобрести скорость не только в вертикальном (с помощью толчка), но и в горизонтальном направлении (набрав скорость перед точком). Поэтому в фазе приобретения скорости воднолыжник ставит лыжу таким образом, чтобы двигаться к волне.

Период толчка

Итак, горизонтальную скорость мы приобрели, теперь поговорим о вертикальной, т.е. о толчке с волны. Сначала идет фаза подготовки к толчку. Чем тверже поверхность, с которой толкается лыжник, тем лучше будет толчок. (Согласитесь, что на асфальте прыгать гораздо проще, чем на воде.) Поэтому нужно создать дополнительную плотность воды сразу перед толчком – резко присесть (опустить общий центр тяжести за счет голеностопа и коленей при сохранении прямой спины) и уже из этого нижнего положения начинать фазу активного отталкивания. Правильное направление толчка – вертикально вверх – задается при помощи рук (подтяга и в то же время опоры на фал) и ног (отталкивания от воды и разгибания). Одновременно с подтягом и толчком начинается и вращение.

Период полета

Приближая звенья тела к оси вращения, фигурист в фазе группировки увеличивает приобретенную в толчке угловую скорость, чтобы за время полета совершить необходимое число оборотов. В фазе разгруппировки, удаляя звенья тела от оси вращения, он уменьшает угловую скорость, чтобы предотвратить чрезмерное вращение тела в период приводнения.

Период приводнения

В фазе амортизации фигурист гасит вертикальную и оставшуюся угловую скорости при помощи сгибания ног (опять же опускания общего центра тяжести за счет голеностопа и коленей при сохранении прямой спины). Фактически он снова принимает исходное положение. При этом лыжа занимает такое положение, чтобы в завершающей фазе подготовки к следующей фигуре дуга приводнения перешла в дугу приобретения скорости для следующей фигуры.

Некоторые важные моменты в технике фигурного катания на водных лыжах

  • При выполнении гладких фигур у воднолыжника в любой момент времени две опоры – опора на поверхность воды и опора на фал («чувство фала»). В прыжковых фигурах достаточно длительное время лыжник находится в воздухе, т.е. теряет опору на воду. Поэтому очень важно при этом сохранять опору на фал в каждый момент совершения фигуры, чтобы не оказаться в положении, когда нет возможности управлять своим движением, т.к. опираться не на что.
  • На протяжении всего исполнения фигуры очень важно сохранять вертикальное положение тела. Это критический момент не только в толчке, но и в приводнении – если положение не будет почти вертикальным, то оно будет неустойчивым.
  • Кроме того при приводнении важно не принимать воду «жестко», всей поверхностью лыжи сразу. Сначала приводняется дальняя от катера часть лыжи, уже за ней воду встречает оставшаяся часть. В случае приводнения спиной вперед сначала приводняется носок лыжи, при приводнении лицом вперед – пятка. Угол лыжи относительно воды при этом незначителен (в противном случае теряется вертикальность и, следовательно, устойчивость), но тем не менее он есть (рис. 7).
  • В процессе обучения и освоения фигур, от простого к сложному, необходимо соблюдать на воде и при имитации на ковровой дорожке последовательность фаз. Начать с первой, закончить последней и не перепутать последовательность фаз! Иначе скорость исполнения фигуры изменится в худшую сторону.
  • Также надо понимать, что фазы, на которые мы разбиваем фигуру, — не отдельные элементы, а составные части общего непрерывного движения, когда одна фаза переходит в другую, та – в следующую и т.д. без какого-либо перерыва между ними.
  • Схема движения, представленная на рисунке 9, также отражает тот факт, что движение происходит непрерывно: дуга подхода 1 в точке толчка 2 переходит в дугу полета 3, дуга полета 3 – в дугу приводнения 4, дуга приводнения 4 – в дугу подхода 1 к следующей фигуре. При повышении мастерства эти дуги будут более крутыми (тогда фигуры будут выполняться быстрее), но переходы от одной дуги к другой сохранятся.
  • Также при повышении мастерства амплитуда колебаний общего центра тяжести (от положения загрузки при согнутых ногах до положения разгрузки при прямых ногах и обратно) будет сокращаться, но тем не менее она все равно сохранятся – это основа.
  • В фазе подготовки к толчку, когда мы создаем дополнительную плотность воды, также можно сделать контрдвижение – к быстрому приседанию добавить небольшой, но также быстрый поворот лыжи в сторону, противоположную будущему направлению вращения. За счет этого можно увеличить скорость вращения лыжи, что важно при выполнении фигур с большим числом оборотов.

Авторы: Юрий Леонидович Нехаевский, Валерий Леонидович Нехаевский