Водные лыжи? Это очень просто! Урок 1

Автор:
22.11.2013

Водные лыжи? Это очень просто!«Дорогая редакция! У меня есть лодка с подвесным мотором. Из публикаций в вашем журнале знаю, что она пригодна для буксировки воднолыжника. К сожалению, в нашем городе нет воднолыжной секции или клуба, а научиться кататься на лыжах по воде мне и моим друзьям очень хочется. Помогите нам овладеть этим прекрасным видом спорта и отдыха».

Писем, подобных этому, наш журнал получает достаточно много. И чтобы помочь тем, кто хочет расширить спектр использования своей мотолодки или катера, мы решили открыть в «Университете спортивного мастерства» воднолыжную секцию для начинающих, вести занятия в которой будет один из старейших наших воднолыжников, победитель первого чемпионата СССР и первый мастер спорта СССР по водным лыжам Юрий Иванович Жуков.

Итак, желаем успехов на водной лыжне!

Урок 1. Прежде, чем выйти на воду

Начать наше первое занятие, к огорчению некоторых, придется на берегу. Сначала — небольшая справка о том, что нам понадобится.

Водные лыжи и крепления различных типов выпускаются промышленностью и продаются в магазинах спорттоваров; там же можно приобрести и буксировочный фал с рукояткой (лучше не пожалеть денег и купить «фирменный» трос — он отвечает всем требованиям надежности и безопасности).

Для первых выходов на воду больше всего подходят парные прогулочные лыжи, которые «прощают» многие ошибки.

Рис. 1. Основные размеры парных прогулочных лыж

Рис. 1. Основные размеры парных прогулочных лыж

При желании простейшие прогулочные лыжи можно изготовить самостоятельно из легких сортов дерева с последующим покрытием водостойкой краской. Основные размеры парной лыжи такого типа приведены на рис. 1. В последнее время наиболее распространены прогулочные лыжи, имеющие в плане форму «банана». Максимальная ширина bmax колеблется от 18 до 22 см в зависимости от мощности двигателя и веса спортсмена (естественно, чем «слабее» мотор и тяжелее лыжник, тем большую площадь должны иметь лыжи).

Рис. 2. Диаграмма для определения длины прогулочных лыж в зависимости от веса лыжника и скорости катера Vк

Рис. 2. Диаграмма для определения длины прогулочных лыж в зависимости от веса лыжника и скорости катера Vк

Длину лыж для начинающих вы можете определить по диаграмме (рис. 2), сообразуясь со скоростными возможностями катера и собственным весом. Если в вашей группе несколько человек, которые будут учиться на одних лыжах, при выборе размеров ориентируйтесь на самого тяжелого спортсмена (хотя, конечно, лучше, если все приблизительно одного веса).

Рис. 3. Установка креплений на парных водных лыжах Рис. 4. Положение группировки при имитации старта на берегу

Рис. 3. Установка креплений на парных водных лыжах
Рис. 4. Положение группировки при имитации старта на берегу

Успех на водной лыжне зависит и от правильности установки креплений. Для эффективного управления лыжами нужно, чтобы вес лыжника был приложен к центру тяжести лыж. Поэтому действуем так: лыжу с установленным направляющим килем приводим в равновесие на клиновидной опоре и отмечаем центр тяжести поперечной линией (рис. 3), с которой совмещаем задний срез носковой части резинового крепления. Пяточную часть крепления устанавливаем после подгонки по размеру ступни.

Залогом успешных стартов на воде является освоение имитационных упражнений на берегу. Все они очень просты, но при этом достаточно эффективны.

Очень полезна для новичков имитация старта на… траве. Обучающийся надевает лыжи и принимает положение группировки: спина прямая; туловище слегка отклонено назад; руки согнуты в локтях под углом 90° и прижаты к туловищу; ноги на ширине плеч и слегка согнуты в коленях; взгляд направлен вперед. «Тренер» берет свободный конец фала в 3—4 м от рукоятки и готовится тянуть (рис. 4).

«Лыжник» дает сигнал «готов» и закрепощает стойку, напрягая мышцы рук и ног и слегка отклоняясь назад. Когда «тренер», натягивая фал, начинает тянуть «лыжника» на себя, нужно противодействовать этой тяге упором ног о лыжи. Положение группировки сохраняйте и после начала движения.

Повторите «старт» несколько раз, увеличивая тягу и доводя ее до значительного рывка. Если вы научились сохранять равновесие и переходить к устойчивому движению, значит, это получится и на воде.

Но прежде чем принять первый настоящий старт, давайте вспомним основные правила безопасности.

Думаю, что всем понятно: неумеющему плавать на воде делать нечего. Но и умение плавать не освобождает начинающего воднолыжника от использования спасательных средств — воднолыжного пояса, жилета или нагрудника.

Внимательно осмотрите лыжи, крепления и фал — нет ли острых и выступающих частей, о которые можно пораниться. Крепления должны обеспечивать беспрепятственное освобождение ног при падении. Проверьте надежность крепления рукоятки к фалу — даже малейшие ее перемещения по тросу недопустимы.

Акватория, на которой вы будете проводить тренировки, должна быть свободна от надводных и подводных (на глубине до 1,5 м) препятствий. Прикиньте, достаточно ли на ней места и не помешаете ли вы движению. Если какое-то место облюбовали любители купания, держитесь от него подальше.

Запомните, что в случае падения надо сгруппироваться и отпустить рукоятку. Вынырнув из воды, обязательно дайте сигнал тем, кто находится в катере. Если вы готовы продолжить, поднимите руку вверх — это сигнал «все в порядке».

Сигналы воднолыжника

Рис. 5. Сигналы воднолыжника: а – “все в порядке”; б – “увеличить скорость”; в – “уменьшить скорость”; г – “скорость нормальная”; д – “направление поворота”

Знание сигналов воднолыжника — залог безопасности тренировок (рис. 5). Перед стартом наблюдатель осведомляется о готовности лыжника и при ответе «Готов!» или просто кивке головой дает указание водителю начать движение.

Если вы хотите увеличить скорость, сделайте несколько движений снизу вверх рукой, сжатой в кулак с отведенным вверх большим пальцем.

Сигнал уменьшения скорости подается аналогичным образом, только большой палец отведен вниз и движения делаются сверху вниз.

Если скорость вас устраивает, покажите большим и указательным пальцем букву «О».

Для указания стороны поворота катера сделайте отмашку рукой в нужном направлении.

Только отработав на берегу «теорию» и научившись успешно принимать «сухопутный старт», будущий воднолыжник может считать усвоенным первый урок, открывающий ему путь на воду”.

Юрий Жуков, «Катера и яхты», 1989, №03(139)

 

Статья размещена с разрешения журнала “Катера и яхты”.

Номер журнала взят в Архива “Катеров и яхт”.

Комментарии ВКонтакте

Комментарии Facebook