Алексей Корбуков: «Ни шагу на месте. Каждый старт – шаг вперед!»
Вниманию читателей сайта предлагается статья-размышления нашего легендарного слаломиста Алексея Корбукова. Статья из архивов информационных бюллетеней Федерации воднолыжного спорта СССР, которые издавались в 80-е годы прошлого столетия под редакцией Валерия Ивановича Ожогина, в годы тотального информационного голода. Для большинства воднолыжников Советского Союза эти опусы являлись настоящим «окном в воднолыжный Мир» и были прародителем современного тематического интернета.
Хочется верить, что мысли Алексея принесут пользу нашим спортсменам, как, впрочем, и тренерам тоже. Но главное, на что мне хотелось бы обратить внимание наших лыжников, — это способность спортсмена думать, творить, рассуждать, анализировать и делать выводы, пусть порой и спорные. Недаром всегда говорилось, что слалом – это самый интеллектуальный вид водных лыж. Пожалуйста, не забывайте, что эта статья написана в 1985 году, т.е. 30 лет назад!
Кстати, позволю себе несколько слов о цифре 30, в нашем случае 30 лет. В водных лыжах есть какая-то магия в этой цифре. Вот посмотрите, например. В 1970 году в Дубне на чемпионате СССР Григорий Гусев завоевал все 4 золотые медали. Только через 30 лет (!!!), в 2000-м, это достижение смогла повторить Ольга Кашицина, также завоевав всё золото национального чемпионата. Ровно 30 лет назад Алексей Корбуков установил свой национальный рекорд в слаломе, который до сих пор не побит. Хотя уже и Алексея нет с нами… Он ушел в прошлом году непобежденным… Мне мой внутренний голос уверенно говорит, что в этом сезоне (ведь прошло 30 лет!) мы будем свидетелями установления нового рекорда страны в мужском слаломе. Могу даже предположить имя этого человека, но остановлюсь, жалея себя, ведь как писал и пел Владимир Семенович «ясновидцев, впрочем, как и очевидцев, во все века сжигали люди на кострах…»
Огромное спасибо Вере Федоровой за творчество, память и преданность водным лыжам.
заслуженный тренер России.
МАСТЕРА ДЕЛЯТСЯ ОПЫТОМ
Как спортсмен, которому часто приходилось и приходится тренироваться самостоятельно, я хочу поделиться опытом и личными наблюдениями в области воднолыжного слалома.
Действительно, в тренировочном процессе постоянно возникают ситуации, когда спортсмен выходит на старт без тренера, с одним наблюдателем, а то и без него. В таких случаях важное значение приобретает контроль над собой на протяжении всей тренировки (Собственно, это относится и к стартам с тренером, поскольку никакой тренер лучше вас самих не разберется в вашем состоянии во время прохождения трассы.)
Наиболее частой ошибкой, с которой я сталкивался в практике, является увлечение объемом тренировки (этим, к сожалению, грешат и спортсмены, и тренеры). Существует мнение, что «количество» непременно должно перейти в «качество», мол, «вода камень точит» и т.д. Такой примитивный подход не дает положительных результатов, а частенько приводит к отрицательным. Я глубоко убежден и ратую за то, что спортсмен, выходя на старт, должен не просто «отбарабанить» положенное количество проходов по трассе на положенных скоростях и длинах троса, а
— отчетливо представлять себе задачу данного заезда и каждого прохода по трассе;
— постоянно контролировать свое физическое и эмоциональное состояние во время него;
— постоянно проводить моментальный анализ своих успехов и неудач и технических ошибок и тут же делать выводы.
В ином случае данный старт для спортсмена в лучшем случае бесполезен (а может быть, и вреден) и будет представлять ценность только с точки зрения общей и специальной физической подготовки. Ни о каком совершенствовании спортивного мастерства при таких тренировках не может быть и речи.
В этой статье я не буду прибегать к глубокому анализу самой сути явлений, а просто хочу дать несколько практических советов, которые помогут вам сделать ваши тренировки на слаломной трассе более целенаправленными и, надеюсь, дадут возможность избежать стартов бесполезных и с каждым проходом хоть немного, но повышать свое мастерство.
I. Эмоциональное и физическое состояние перед стартом
Фундамент успеха будущего старта закладывается на берегу. При хорошей физической готовности и наличии эмоционального подъема перед тренировкой всегда имеет смысл провести интенсивный соревновательный заезд или посвятить старт отработке технических приемов на максимальной для вас скорости и минимальной длине фала, причем тренировку можно начать за две скорости от максимальной или за два укорочения до минимальной веревки, а не как обычно.
При наличии хорошей физической готовности, но отсутствии эмоционального подъема имеют смысл соревновательный заезд или отработка техники прохождения предпоследней для вас скорости или укорочения троса (с повторением, к примеру, прохождения предыдущего).
При недостаточной физической готовности лучше всего сделать акцент на силовые упражнения при условиях (скорость, длина фала), на которых вы стабильно берете трассу. Также рекомендуются заезды «по свободе» на достаточно больших скоростях и коротких веревках.
Если же у вас эмоциональный спад, то по возможности старта нужно избежать. Однако, если депрессия затянулась или старт необходим для поддержания спортивной формы, его надо сделать, но так, чтобы старт принес моральное удовлетворение, будь то все-таки взятая трасса (независимо от условий прохождения) или ощущение легкости и непринужденности на короткой веревке при тренировке «по свободе».
II. Контроль над эмоциональным и физическим состоянием во время заезда
Вы приняли старт, и ваше состояние, эмоциональное и физическое, конечно, может и будет меняться во времени. От этого, естественно, будет зависеть и результат вашей тренировки. Проблема контроля и посильной регулировки своего состояния и задания на каждый следующий проход данного старта и каждый следующий старт данной тренировки и является обычно камнем преткновения. Выше было сказано, что я не буду анализировать и обобщать, а просто выскажу свое мнение о выходе из нескольких конкретных стандартных ситуаций.
Начнем с самого простого: в результате нескольких прохождений по трассе у спортсмена накапливается физическая усталость, и он переходит тот рубеж, за которым каждое следующее прохождение не приносит пользы, а может лишь, наоборот, покалечить технику, сбить выработавшийся у него правильный динамический стереотип. Поэтому в первую очередь лыжник должен контролировать свое физическое состояние, не поддаваться ненужному азарту в погоне за результатом. Всегда нужно реально оценивать свои физические возможности перед проходом трассы и вовремя прекращать заезд. Излишества травмируют технику, а могут привести и к травмам иного рода, поскольку спортсмен уже идет на пределе и не контролирует положение. Я считаю, что многоборец должен делать 2-3 старта в день на слалом, видовик – 4-5 максимум. По 6-7 проходов в заезде, на коротких веревках – 4-5.
Теперь об эмоциональной стороне вопроса. К примеру, спортсмен берет первую трассу, а на второй, которую он обычно берет стабильно, у него начинаются сложности. Он не берт ее один раз, другой. Что делать в этой ситуации? Можно порекомендовать различные варианты, но общий принцип у них будет один: нельзя зацикливаться на своей неудаче и раз за разом стараться взять именно эту трассу. Наоборот, надо перенести акцент на что-либо другое. Я предлагаю на выбор несколько вариантов:
а) укоротить трос и продолжить тренировку, а потом вернуться к не взятой длине;
б) уменьшить скорость на 1-3 км/час и взять на ней эту трассу;
в) увеличить на 1-2 км/час скорость и удлинить трос;
г) укоротить трос, сделать 1-2 прохода «по свободе», удлинить трос и вернуться на трассу и т.п.
Сам я обычно предпочитаю первый вариант. Главным в методе является то, что не ситуация довлеет над вами, а вы сами ею распоряжаетесь, изменяете ее по своему усмотрению.
Возьмем другой случай. Вы взяли на тренировке вашу предельную длину. Следующее укорочение для вас – непреодолимый барьер. Не надо отчаиваться и биться об него, как лбом о каменную стену. Вы же хозяин положения, всё, и ваши эмоции тоже, зависит от вас. Вы взяли 13 м, но не можете взять и 3-х буев на 12 м? Но вы можете взять 12 м на скорости 55 км/час. Итак, с новой длиной вы уже справились. Психологически вы к ней готовы. Дело за скоростью. Страшно сразу увеличить скорость на 3 км/час, прибавляйте по одному км/час, и вы увидите, что никакого барьера нет. Возможен и обратный вариант – оставьте скорость прежней, но сделайте на фале временную заплетку между 13 м и 12 м. Можно также укоротить трос до 11 ми походить «по свободе». Затем удлинить его до 12 м и выходить на трассу. Можно пользоваться несколькими методами, совмещая их. Варьируйте по вашему усмотрению, приспосабливайте методы под себя – важен конечный результат, а не путь, которым вы к нему придете, для каждого конкретного спортсмена он может быть разный. Не надо упираться во что-то одно и действовать по принципу «чем больше, тем лучше». Спортсмен постоянно должен думать и искать новое.
Попутно скажу и еще об одном возможном варианте. Например, вы вышли на тренировку без особого эмоционального подъема и соответственно определили себе задание. Но в процессе у вас, как говорится, «пошло». В этом случае не надо себя ограничивать прежним заданием. Будьте гибче, ставьте большие задачи, и, может быть, именно на этой тренировке вы поймаете, наконец-то, чего вам до этого не хватало.
III. Контроль за техникой исполнения и моментальный анализ ошибок
Спортсмен, находясь на трассе, должен постоянно контролировать все свои действия. И любое падение, любой сбой на трассе должен быть тут же подвергнут анализу со стороны лыжника. Спортсмен должен доискиваться до причин как чисто технической ошибки (поздняя перекантовка, «деревянные ноги», «плоская» лыжа при прохождении волны и т.д.), так и сбоя, произошедшего от внешних причин (высоко стоящий буй, отбойная волна, боковой ветер и т.д.). Такой моментальный анализ ошибок поможет уже буквально к следующему бую (в крайнем случае, к следующему проходу трассы) подойти во всеоружии и исправить положение. Слаломист не должен быть пассивен на трассе, он должен постоянно находиться в напряжении, в состоянии готовности мгновенно отреагировать на любое изменение в нормальном течении прохождения трассы. Я не говорю уже о таких элементарных вещах, как выводы из ошибок на предыдущей трассе перед заходом на следующую.
Послесловие. То, что написано выше, предназначено, в основном, для спортсменов, но я просил бы тренеров также обратить на это внимание и, с одной стороны, следить за тем, чтобы у их учеников было поменьше бесполезных стартов, а с другой, внимательно прислушиваться к состоянию спортсмена во время тренировки и не забывать о наличии обратной связи с учеником.
Итак, ни шагу на месте. Каждый старт – шаг вперед!
Алексей Корбуков,
мастер спорта СССР
международного класса,
Москва.
Информационный бюллетень Федерации воднолыжного спорта СССР, № 182-183, апрель 1985 г.
Благодарим Екатерину Бабаеву за предоставление архивных материалов.